Батик - Основы - Словарь терминов

Р±0 (453x450, 159Kb)  Батик объединил в себе особенности
и художественные приемы многих
изобразительных искусств, таких
как графика, акварель, витраж,
пастель, мозаика и другие. 
 
Интересно и то, что значительное
упрощение приемов росписи по сравнению
с традиционными техниками и
многообразие специальных средств
позволяют расписывать различные
детали одежды, предметы интерьера,
картины на шелке даже тем, кто
никогда раньше не занимался
оформлением ткани.

А-шибури— японский термин, который обозначает разновидности складного батика.


Аэрограф— прибор, предназначенный для равномерного разбрызгивания краски жидкой консистенции. С его помощью краска ложится на материал равномерным слоем. Аэрограф может быть заменен автомобильными аэрозолями или пульверизатором.


Багет— рейка, которая имеет сложный профиль и используется для изготовления рам.


Бандана— индийское название техники крашения ткани, разновидность узелкового батика.


Батик— технология окрашивания ткани. Слово «batik» в переводе с индонезийского языка означает расписанную от руки ткань: «ба» — хлопчатобумажная ткань, а «tik» — точка или капля.


Водяная баня— приспособление, состоящее из двух подходящих по размеру емкостей, которое используется для поддержания в горячем состоянии восковой массы для «горячего» батика или приготовления резерва. В большую емкость наливается вода, а в меньшую кладется вещество, которому необходима постоянная  температура.


Воронка— металлический конус с узким отверстием внизу, закрепленный на теплоизолирующей ручке, изготовленной, как правило, из дерева. Применяется воронка в горячем батике.


Восковая масса (воск)— специальный резервирующий состав, главным компонентом которого является пчелиный или искусственный воск. Восковую массу используют для горячего батика.



Р±1Р°1 (139x186, 13Kb)


Грунтовка—  покрытие ткани специальным составом, который уменьшает впитывание красок. Как правило, ткань грунтуется при письме в технике свободной росписи.


Декоративная композиция— изображение на плоскости декоративных элементов, которые, взаимодейс- твуя друг с другом, представляют собой единый ансамбль.


Запаривание— процесс закрепления красителей на ткани с помощью пара. После запарки цвет работы становится более ярким и насыщенным, роспись не выцветает и не боится воды.


Зарисовка— быстрое упрощенное изображение природных или иных мотивов, которое в последующем может использоваться в создании композиции.


Кракле— один из приемов техники горячего батика, при котором на ткани образуется сетка трещин. Данный прием может как дополнять уже имеющийся на ткани рисунок, так и являться отдельным эффектным элементом композиции.


Купон— полотно с орнаментальной полосой, расположенной вдоль одного края, рисунок которой постепенно переходит в фон. Иногда отдельные элементы орнамента изображаются на противоположной стороне полотна.


Мотив— основной элемент построения орнаментальной полосы или декоративной композиции. В декоративной композиции мотивом называется композиционный или эмоциональный центр.


Мочевина— химическое вещест- во, которое применяется в батике для создания живописных эффектов. Благодаря своим химическим свойствам создает более выраженные переходы цвета за счет дополнительного отбеливания.


Обвязки— крепкие веревки или шнуры, с помощью которых в узелковом батике создаются узоры путем перетягивания и обвязывания различных участков ткани.


Панно— декоративная композиция, как правило, заключенная в раму.


Подрамник— рама, которая применяется для натяжения расписываемой ткани. Состоит подрамник из че- тырех деревянных брусков, основной особенностью которых является то, что все бруски имеют с внутренней стороны скос. Это позволяет натянутой ткани практически не соприкасаться с деревом рамы.


Подсветка— прием, который позволяет перевести рисунок на ткань или проверить замкнутость контура в холодном батике.


Присыпка сухими красителями— способ получения определенных эффектов в росписи ткани, когда влажная ткань посыпается сухим красителем.


Промывка участка росписи— удаление красителя с участка ткани. Удаляется краситель с помощью кисти водой или спиртом.


Пяльца— круглая деревянная или пластмассовая рамка для вышивки, состоящая из двух колец, между которыми закрепляется ткань. В росписи пяльца удобно использовать в качестве рамки для небольших работ круглой формы.


Раппорт— площадь повторяющегося рисунка, в которую входят сам мотив и расстояние до другого мотива. Повторяющиеся раппорты между собой образуют раппортную сетку.


Резерв— состав, который применяется для создания резервирующей линии. Резерв служит непреодолимым барьером для красителя в процессе росписи.


Роспись по-сырому — техника  росписи по влажной ткани или бумаге. Данная техника придает работе не- жность, воздушность и мягкость цветовых переходов.


Солевая техника— способ росписи ткани, при котором соль наносится на отдельные участки работы. При этом соль необходимо наносить на достаточно влажную ткань; после ее высыхания необходимо аккуратно убрать излишки соли.


Сухая кисть— один из приемов работы щетинной кис- тью. В батике данный прием заключается в том, что на щетинную кисть набирается восковая смесь и кисть ведется по ткани. Это позволяет получать интересные эффекты, когда ворсинки кисти проводят собственные линии, отдельные друг от друга.


Р±1Р°1Р° (187x127, 18Kb)


Тампон— инструмент для росписи больших плоскостей рисунка, который изготавливается из поролона.


Трубочка— инструмент для нанесения резерва при росписи в технике холодного батика. Трубочка изготавливается из стекла, имеет загнутый конец и резервуар в нижней трети.


Туаль— натуральный шелк, который имеет ярко выраженный блеск. Туаль очень часто используется для изготовления шарфов.


Тьянтинг— вариант написания  названия индонезийского прибора для восковой росписи — чантинга.


Узелковый батик — одна из техник батика, которая предполагает окрашивание ткани с помощью узлов и жгутов, создающих узор.


Флаконы (для резерва)— пластмассовые флаконы с тонкой насадкой, которые могут продаваться как пустыми, так и с уже готовым резервом.


Чантинг— инструмент, используемый для нанесения восковой массы на ткань.


Шаблон— четкий рисунок на бумаге, изображение с которого переводится на ткань.


Шитый батик— прием, который используется в узелковом батике.


Ткань собирается на нитку по линии узора и сильно стягивается. После этого ткань окунается в краситель. После крашения получаются очень красивые неповторимые узоры.


Эскиз— проработанный рисунок композиции, который в окончательном виде используется для увеличения в натуральную величину.

Нет комментариев